Четверг, 25.04.2024, 14:57
Развитие познавательной активности дошкольников через интеллектуальные игры. Автор работы: Головкина И.И.,воспитатель МБДОУ "Детский сад №54 "Катюша", ХМАО-ЮГРА, г. Нижневартовск. Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике. Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» Одним из важных направлений в решении данной проблемы, выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Наиболее эффективным средством развития познавательной активности детей является игра. Познавательная игра способствует расширению объёма получаемой информации, стимулирует процесс перехода от любопытства к любознательности; активизирует психические процессы и является отличным средством развития интеллектуальных и творческих способностей. Игры снижают психические и физические нагрузки; заряжают детей положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития и создают фундамент для восприятия нового. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг. В детском саду интеллектуальные игры позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный педагог Б.П. Никитин назвал «творческим складом мышления». Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы. Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:
Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:
Виды интеллектуальных игр: Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. К словесным играм - задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи и игры, основанные на изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений. Шарада. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "пар-ус", "вино-град", "бой-кот" и т. п. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать. Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус": Три буквы облаками реют: Две видны на лице мужском, А целое порой белеет «В тумане моря голубом». Метаграмма. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова. С "б" смертельной я бываю, С "м" меха я пожираю, С "р" актеру я нужна С "с" для повара важна (боль, моль, роль, соль) В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя: Я с "в" от непогоды вас укрою, А с "т" я землю носом рою (кров, крот) Могут меняться и целые слоги. Логогриф. В логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот". Анаграммы. Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа"— "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так. Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои, И целый лес ты мною свалишь. Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" — "сон". В стихах задача может выглядеть так: Задачу ты решишь свободно. Я небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можешь, что угодно Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач. Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. Интеллектуальные игры Руденко появились совсем недавно, поэтому массового использования в детских садах пока нет. Однако эти игры-пособия перспективны и воспринимаются детьми на ура. Механизм решения головоломок прост, нужно с помощью определенных манипуляций переместить блоки в нужные ячейки. Так решаются поставленные задачи: довести Красную Шапочку до бабушки, минуя волка; создать шифровальные матрицы; переселить матрешек. Интеллектуальные игры Никитиных построены на раннем развитии. В них можно играть как одному, так и целой группой в детском саду. Каждая игра -это набор задач, который ребенок решает с помощью кирпичиков, кубиков, квадратов из пластика и картона. Самые популярные: Сложи узор, Уникуб, Сложи квадрат, Рамки и вкладыши. Блоки Дьенеша представляют собой 48 логических блоков, различающихся цветом, формой, размерами и толщиной. Все детали уникальны. Заданий целое множество: от сортировки кубиков по цветам до выкладывания определенных слов. Коллективные игры в детском саду - это широкое поле деятельности для фантазии и творческой реализации педагога. Во-первых, в дошкольных учреждениях часто проводятся викторины -интеллектуальные состязания, где победа достается игроку, назвавшему больше всего правильных ответов. Викторины могут строиться по принципу вопрос-ответ, как в телевизионных передачах: Поле чудес, Что? Где? Когда?, Брейн-Ринг, Своя игра. Другой вид викторин - сюжетные, когда детям приходится примерить на себя роль сказочных персонажей. Телевизионные аналоги - Колесо истории, Полундра. Во-вторых, дети с ранних лет учатся планировать свои действия, совершать обдуманные поступки посредством игр-стратегий, монополий: шашки и шахматы, настольные игры Менеджер, Продавец. Загадки, ребусы, шарады, кроссворды, карточки с заданиями, тесты, – всё это, несомненно, заинтересует дошкольников. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Игровая деятельность в условиях реализации современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения. Список литературы. 1. Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает? - М., 1991. 2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цехонская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1989. - 127 с. 3. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки. / Журнал «Воспитание школьников», - № 2, 2002Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий. – Волгоград, 2010. 4. Гуров В.А. Интеллектуально - творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. 5. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. - № 5 6. Понимать, принимать, развивать / Сост. Е.А. Климкович. – Минск, 2004. 7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л.А. Венгера. – М.: «Педагогика», 1986. Свидетельство Спасибо за внимание! ПУБЛИКАЦИИ      ПРАВИЛА Желаем успехов! |
Меню сайтаКалендарь
Наш опросПосетителиНаша группа ВКНаша группа ОК |